Непрофессиональные заметки о баскетболе

Кое-что на баскетбольные темы с любительской точки зрения

Американская баскетбольная мечта

Что делать, если ты бредишь баскетболом, но, реально оценивая свои возможности, понимаешь, что вряд ли пробешься в профи (нет выдающихся физических данных, родственника в ЦСКА или, на худой конец, РГАФКе)? Не знаете?

Хорошо, а знакомо вам имя The Basketball Marketing Company? Нет? А And1? Ага! Что-то знакомое, да не просто что-то: это же баскетбольные кроссовки, майки, не говоря уже про известные боллерам всего мира Mixtape Tours (темнокожие ребята, творящие с мячом чудеса и колесящие по площадкам и залам США). А ведь теперь And1 именно так и называется - The Basketball Marketing Company.

Что ж, вернусь к тому, что послужило заголовком этой статьи…

Джей Гилберт

Джей Гилберт

В уже далеком 1993-м году трое студентов-выпускников Пенсильванского университета, Сет Бергер, Джей Гилберт (нет, он не был папашей Гилберта Аринаса) и Абрахам Осонду (или просто Аб), организовали фирмочку по производству спортивных маек.

Вернее, рисовали эскизы надписей  на майках, отдавали в соответствующие конторы, где им наносили эти надписи на майки, ну а дальше предприимчивые студенты их распространяли (Кстати, романтическая версия, выдвигаемая в некоторых источниках, о том, что основатели фирмы собственноручно расписывали майки в гараже родителей, подтвержения не находит).

Дела шли ни шатко ни валко. Хотя через год основатели оказались вплюсе - заработали целых 1200 долларов (да-да, я не ошибся, тысячу двести доларов).

Сет Бергер

Сет Бергер

К счастью, основатели фирмы были ребята не промах, с хорошим образованием, потому быстро определили, как спозиционировать свою фирму, найдя неохваченную нишу. Благодаря правильным маркетинговым акциям смогли завоевать популярность марки среди стритболистов. Еще бы, ведь слоганы, под “соусом” которых все это продавалось, были буквально напичканы баскетбольно-стритбольным слэнгом. А в ассортименте фирмы, помимо одежды, появились и баскетбольные кроссовки. Поначалу поставщики не раз “кидали” And1, но потом производственные связи наладились, были презентованы собственные разработки - ответ всяким там DMX или Hexalite от Reebok и Air от Nike.

Рафер Олстон

Рафер Олстон

В общем, дела пошли неплохо, особенно после того, как в офис фирмы попала любительская (оттого низкого качества, где почти ничего нельзя было разобрать) видеозапись, где некий паренек показывал свой чудо-дриблинг, периодически комментируя свои действия смачным “трэш-током”. Так зародилось ныне известное движение And1, о котором упоминалось выше. Лучшие нарезки моментов выходили на DVD и расходились достаточно большими тиражами. (Кстати, того паренька звали Рафер Олстон. Думаю, не надо напоминать кто он такой, вернее, кем стал).

Таким образом, популярность And1 росла большими темпами. В 2000-м году Винс Картер побеждает в возрожденном кокнурсе по слэм-данкам на всезвездном уикэнде НБА. Фотография умопомрачительного данка, когда Винс по локоть залез в кольцо, облетела чуть ли не все спортивные издания мира, и, как вы уже догадались, на ногах Картера гордо красовались кроссовки от And1.

К 2005 году по неофициальным данным до 20% всех игроков НБА носили And1. Первые именные кроссовки (Starbury) были сделаны для суперзвездного (по крайней мере, тогда) Стефона Марбэри. В And1 играли Кевин Гарнетт, Латрелл Спривелл, Дезмонд Мейсон, Дэвид Уэсли, Бен Уоллэс, Джейсон Уильямс (надеюсь, эти имена вам еще хорошо знакомы)… В итоге, доминирующему в НБА Nike пришлось потесниться.

Ну а теперь немного о грустном, вернее, о жизненных реалиях. В 2005 году владельцы And1 продают свою фирму American Sporting Goods (сумма сделки не разглашалась, но, думаю, миллионов за 250 долларов они ее продали). Головной офис переезжает из Пенсильвании в Калифорнию. Естественно, уходят со своих постов и бывшие владельцы. Сет Бергер подался в “картежный” бизнес (действительно, появилось на что проигрывать в покер), а в одном интервью признался, что жалеет, что не продал And1 двумя годами ранее. Мечте превратиться в компанию, стоимостью милиард долларов, так и не удалось осуществиться…

Изменения коснулись и движения And1. Ряд игроков покинули And1 Tour, заявив, что новые владельцы хотят превратить And1-движение в новых “Гарлем Глоубтроттерс”. Troy (Escalade) Jackson, Anthony (1/2 Man, 1/2 Amazing) Heyward, Waliyy (Main Event) Dixon and Aaron (AO) Owens покинули And1 заявив, что не видят причин оставаться дальше.

В итоге бывшие игроки And1 Tour создали альтернативу под название Ball4Real. Что примечательно, в прошлом году тур Ball4Real прошел в 30 городах Америки, а And1 Tour - лишь в десяти.

На официальном сайте And1 лишь 4 игрока упомянуты в качестве атлетов, подписваших с ними контракт: Монта Эллис, Рафер Олстон, Ств Блейк, Карлос Арройо. Учитывая, что Арройо перешел в Тель-Авивский “Маккаби”, 20% всех игроков НБА быстро превратились во всего лишь трех, которые выходят на игры в кроссовках от And1.

Пропадают “эндваны” и на полках российских магазинов. Покупатели с сомнениям вертят в руках хлипкие на вид и на ощупь кроссовки и кладут их обратно, даже зазывные бирки с надписью “-50%” не всегда помогают.

Бренд And1, конечно же, сохранится, ведь он еще, “по инерции”, приносит ощутимый доход, но, думаю, дни его, как достойного конкурента Nike на баскетбольных и стритбольных площадках, уже сочтены.

Комментариев нет »

Твой комментарий:

HTML-тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

19/0.381